Журнал 'ХоббиФерма'

Га донг тао – вьетнамский динозавр

Га донг тао – вьетнамский динозавр

Когда я искал подходящее название для этих кур, мне на помощь неожиданно пришла моя внучка Цуцанна: «Дедушка, ну и динозавр...»

Сегодня никто из тех, с кем я живу, не называет этих кур по-другому. Это имя пришло, можно сказать, случайно, но оно чрезвычайно точно описывает суть – древний и чрезвычайно запоминающийся экспонат раскопок. Динозавр, в котором сохранилась частичка доисторической культуры, азиатских традиций, который каким-то чудом дошёл до наших дней.

Сокровенная мечта

Вьетнамские куры – горячая тема на мировых форумах и в Интернет-порталах. Где бы они ни появлялись, они становятся гарантией так называемого высокого рейтинга. Сколько тайн и эмоций в этой породе. В Германии кто-то будто бы разводит этих кур, но этот некто держит их в секрете, а один экземпляр обойдётся в 600 евро. Говорят, некоторые западные заводчики ввезли яйца из Индокитая. Но тут они обломали себе все зубы – цыплята из них не вылупились. Кажется, вершину покорить невозможно!

В чём же причина того, что эти куры заставляют собратьев-заводчиков так «лезть из кожи» - причём по всему миру? Они, определённо, окружены аурой таинственности, и это известный факт; всё таинственное всегда притягивает людей. Мы, европейцы, вроде считаем, что в современном мире уже всё открыто и описано, а тут, нате, пожалуйста, где-то живёт динозавр. Но больше всего «лезть людей из кожи вон» заставляет их необычный облик, а особенно очень толстые лапы, сила которых у многолетних петухов может достигать силу руки взрослого ребёнка. Они не похожи ни на одну другую курицу в мире, ну разве что только лишь в малой степени напоминают японских ямато. Они так устрашающе безобразны – не раз такое слышал - что прекрасны своим уродством. «Прекрасная безобразность» - вот что за ними признаётся, коварное определение, которое очень часто используется для бойцовых кур.

Мне бы не хотелось утаивать, что в начале я их воспринимал как некую достопримечательность. Своего рода чудо из чудес из далёкой страны. Со временем, тем не менее, я стал относиться к этим курам всё с большим любопытством. Сегодня я утверждаю, что они просто-напросто являются наследием человечества, и наш долг состоит в том, чтобы сохранить их для будущих поколений. Уже несколько лет я собираю материалы для статьи об азиатских курах. Пять раз я бывал в Японии. Дважды – в Таиланде, по пути туда – в Лаосе, Камбодже и в пограничной области между Таиландом и Бирмой. В планах ещё одна поездка в Бирму и по всей Малайзии. В феврале 2012 года я вместе с небольшой группой друзей побывал и во Вьетнаме. В то время как остальная часть группы осматривала уже сотый храм или проводила свободное время за пивом, я ползал по кустам, иногда по оставшейся части джунглей и охотился со своей видеокамерой на кур. «Стасжек опять потерялся», - смеялись они, - «ему важны какие-то дыры да куры».

Когда мы были в районе Ханоя, выяснилось, что семья местного проводника живёт в деревне, расположенной приблизительно в 50 км от Ханоя, и где содержат странных и необыкновенных кур. Как велико было моё удивление, когда оказалось, что эти куры были именно теми, которых я искал.

Культурный фон

Деревня Донг Тао насчитывает около 5 000 жителей. В центре неё находится большая площадь, на которой проходят различные торжества. Столетиями в каждой общине такого рода все важнейшие события встречаются совместно. На каждом крестьянском дворе выращиваются какие-нибудь куры, среди них и те, которые нас интересовали, и притом в каждом пятом доме их популяция достаточно многочисленна. Совместная работа и взаимопомощь, которую жители оказывают друг другу – вот те средства, которые накрепко связывают эту деревню. Но таким связующим средством являются и специфические куры, единственные в своём роде.

Высшая ценность здесь – дух, идея и чувство общности.

Вьетнам – это один из ключиков к знакомству с самыми древними курами, это их самобытная прародина. Более того: чем больше понимаешь историю, тем больше понимаешь его место в современном мире. Осмелюсь утверждать, что наше европейское заводчество намного беднее, потому как его корни лежат не в истории. Сколько лет насчитывает европейская заводческая традиция? Сто, у некоторых пород, может, быть, двести лет. В Азии мы смотрим на разведение кур с перспективы сотен, даже тысяч лет, о чём свидетельствует история шелковых кур или даже тысячелетняя история японских культовых шоукоку. В случае с вьетнамскими курами га дог тао можно говорить об истории как минимум в 600 лет.

Европейцы ориентированы на греческую культуру, после неё – на римскую, где главной ценностью является индивидуум, человек, его индивидуальное развитие и его потребности, что особенно подчёркивают эллинистические философы. Обратите внимание, как часто мы говорим от первого лица, «я» – «я пошёл туда», «я сделал это», «я мечтаю о том-то, нуждаюсь в этом-то». Задача демократии состоит в том, чтобы соединить эту коллекцию индивидуальных элементов. Кроме того, наша европейская культура приказывает нам всё называть именами и всё классифицировать. Я с удивлением открыл, что на полуострове Индокитай такого нет. Во многих местных языках слова «я» вообще нет.

Так в чём же дело?

Есть общность, и есть совокупность. К примеру, деревенская общность. Эта жизненная философия происходит от конфуцианской философии, где послушание, иерархия, почтение императора, подчинённость для достижения общей цели занимают позицию высших ценностей.

Но вернёмся обратно к курам…

Когда я спросил, есть ли у них какие-нибудь местные (не говоря уже об общевьетнамских) союзы, мои собеседники не понимали, о чём идёт речь. Они никогда не сталкивались с понятием «стандарт». А зачем? Так ли уж нужно всё упорядочивать, давать всему обозначения, например, в мельчайших деталях описывать голову, глаза или цвет оперения, как это делается в Европе, особенно в Германии.

Я попытался вникнуть, почему этих кур в Европе называют га хо. Кур в той деревне зовут га донг тао. Разрешить эту дилемму мне помог переводчик, уроженец Вьетнама, который изучает в Польше информатику. "Га" значит на вьетнамском просто "куры", а "донг тао" - это название местности. Т.е. «га донг тао» переводится как «куры из деревни Донг Тао». Все заводчики, с которыми я разговаривал, никогда не сталкивались с названием «га хо», что, однако, не значит, что в окрестностях Ханоя не существует места под названием "Хо".

Разведение

Почему кур приручили, и почему развилось их разведение?

Ответ найти не так уж сложно, часть его лежит в настоящем. Достаточно посмотреть на пирамиду потребностей по Маслоу, и всё станет яснее. Однако сейчас не время и не место подробнее останавливаться на пирамиде. Если коротко, сначала мы довольствуемся основополагающими потребностями, которые позволяют нам выжить, и только потом, в процессе развития, мы ищем что-то большее.

Во все времена (да и сейчас тоже) разведение кур осуществлялось с целью удовлетворения основополагающих принципов существования, т.е. куры – это источник яиц и питательного мяса. Но внутри каждого сообщества существует группа людей (элита!!!), которые должны возиться с кастрюлями и которые видят в курах нечто большее, чем заправку для супа. Отсюда пошло развитие шёлковых кур на дворе китайского императора или петушиные бои во многих азиатских странах, которые изначально были привилегией и вотчиной аристократии, чтобы затем стать "народным времяпрепровождением".

А как обстоят дела с современными га донг тао?

Точно так же! Основополагающие мотивы разведение этих кур - это просто-напросто бизнес, желание заработать, ощутимая прибыль. Самые дорогие несушки этой породы можно продать за 9 000 000 и даже за 15 000 000 донгов (20 000 донгов – 1 доллар). В Сайгоне есть рестораны, которые предлагают блюда из га донг тао, среди них деликатес - куриные лапки,– за цену, которая в несколько раз выше, чем за традиционные блюда из курицы. В одном ресторане в Ханое я увидел это блюдо в меню под названием «black chicken» («чёрная курица»). Оно стоило 400 000 донг, в то время как обычную «chicken» можно было заказать уже за 150 000 донгов.

Учитывая, что Вьетнам в настоящее время является одним из азиатских тигров, общество становится всё более сытым, богатым, оно чрезвычайно живое и предприимчивое, и в нём находятся молодые люди, которые и выращивают донг тао ради прибыли, но при этом громко кричат: «Если не станет донг тао, не станет и Вьетнама», т.к. местные ветеринарные службы потеряли голову из-за птичьего гриппа и хотели забить всех кур в округе. Постепенно зарождаются Интернет-сайты, форумы и даже союзы и сообщества, которые устраивают конкурсы на самую красивую вьетнамскую карликовую куру. Курами га донг тао интересуются и государственные власти. Местное министерство сельского хозяйства признало их вьетнамским национальным наследием. Создаются соответствующие охранные программы, проводятся научные исследования. В соседнем Лаосе или Камбодже в виду весьма низкого уровня развития в настоящее время таких возможностей нет, потому что эти страны входят в число беднейших в мире.

Га донг тао в Польше

Ещё во время моего пребывания во Вьетнаме я просто так выложил на форуме информацию, что у меня есть возможность легальным путём привезти в Польшу яйца этих вьетнамских уродцев. Это вызвало большой резонанс. Боле двадцати человек выразили интерес к покупке этих яиц. Не могу забыть случай с одной полячкой, которая жила в Ирландии, и муж которой сказал: «Садись в самолёт и лети в Польшу». Я привёз 35 яиц, которые я купил за небольшую сумму у трёх жителей деревушки (20+9+6).

Я отдавал себе полный отчёт в том, что искусственное инкубирование - занятие рискованное. Но ещё более рискованное – естественное инкубирование, т.к. существует вероятность того, что наседка является носителем опасных патогенов, против которых азиатские породы вообще не имеют иммунитета. Кроме того, откуда нам в феврале взять наседку? В инкубаторе я сразу установил более высокую влажность воздуха (60%), исходя из того, что климат во Вьетнаме совершенно отличается климата в Польше. В целом я попытался создать условия, приближенные к тропическим, в сезон дождей там льёт без перерыва иногда по две-три недели. Пару раз я проводил «влажную» дезинфекцию вирконом (Virkon), несколько раз опрыскивал прохладной водой, кроме того охлаждал. Полностью автоматический инкубатор, затем инкубатор для вылупления и после него инкубатор для выращивания птенцов стояли в отдельном помещении, чтобы «азиатские» не вступали в контакт с «европейскими».

Я научился на собственных ошибках. Уже в 2006 году я привёз в Польшу несколько японских культурных пород и только через шесть лет я добился маломальских результатов. Принципиальной ошибкой, которую совершал не только я, было совместное выращивание птенцов нескольких пород. Минохики, джитокко, тотенко и особенно шуококу – очень кроткие куры, и они не в состоянии конкурировать с европейскими породами за жизненное пространство.

Что касается достижения устойчивости к болезням, то здесь предстоит решить определённую дилемму. Каким образом они должны адаптироваться к польским опасным патогенам, если они совершенно изолированы? Я эту проблему разрешил тем, что в течение всего шестимесячного периода выращивания молодняк не контактировал со старыми курами. Обе группы я объединяю только в октябре, после того как они прошли полный курс прививок. Это серия вакцин против инфекционного бронхита (IB), ньюкаслской болезни (ND), болезни Марека, кокцидиоза, болезни Гамборо, две альтернативные прививки против инфекционного бронхита (IB), затем вакцина против инфекционного ларинготрахеита (ILT) и в самом конце – прививки против микоплазматоза. Но вместе с этим к ноябрю у кур начинается сильное сопение, покачивание головой и чихание.

Тем не менее, га донг тао, вероятно, никогда не будут контактировать с другими моими курами. Я, прежде всего, боюсь лейкемии, которая в Европе у кур такое же обыденное заболевание, как грипп у людей. Многие наши отечественные породы устойчивы к этим болезням, хотя иногда они имеют средиземноморское происхождение, такие как леггорны. Но не азиатские породы. Тут нет никакой защиты, никакой эффективной прививки.

Изначально я возлагал надежды на 13 молодых птиц. К сожалению, трое из них, среди них даже те, которым я помогал вылупляться из яиц, не пережили и первой недели. Какой совет можно тут дать на будущее? Не помогать.

Можно сказать, результат поразителен, учитывая, что яйца преодолели долгий перелёт и подвергались не только перепадам давления, но и очень сильным толчкам. В конце февраля, когда температура днём колебалась в районе пятнадцати градусов, а ночью – пяти градусов, я перевёл весь выводок из тёплого инкубационного помещения на открытый выгон с отапливаемыми домиками. Моей целью было постепенно закалить курочек. Кроме домиков я также установил для них резервуары для питья и корма, благодаря которым я вынудил их выйти "наружу". Одна курочка развивалась очень плохо и спустя короткое время умерла. Две птицы погибли ночью, когда я забыл включить искусственную наседку. Сейчас у меня три несушки и три петушка. Весь выводок в очень хорошем состоянии.

Все мои курочки в первую неделю получали исключительно гранулят с содержанием белка 19,6%. По-моему, для азиатских пород содержание белка в типичном грануляте определённо слишком низкое. Поэтому на второй неделе я примешиваю к грануляту шрот из 13 видов зерён (два из них богаты белком, среди них соевые бобы) в пропорции 50 на 50. На третьей неделе – начиная с третьей недели – курочки получали творог, корм из сырой моркови, петрушки и…свёклы, посыпанный обогащенной протеинами пудрой. В их рационе также должно быть очень много «зелени». Понаблюдайте, какой корм выбирают куры, которых выпускают во двор. Они наперегонки бегут пощипать траву. Однако, га донг тао не настолько сходят с ума по "зелени", наоборот, они охотятся за червячками всех видов. То есть, никакие они не вегетарианцы.

Их поведение вообще не похоже на поведение любых других кур. Они ловкие и быстрые. Правда, бегают они, раскачиваясь во все стороны, как утки. До сегодняшнего дня мне не удавалось завязать с ними дружбу - они недоверчивы, постоянно ищут густые заросли и тень. Они выходят только для того, чтобы поесть и попить. Более того, они необыкновенно кроткие. Три петушка, которые у меня остались, живут в полной гармонии друг с другом и никогда не дерутся.

Как выглядит их дальнейшая судьба? После успешного представления некоторых легендарных японских пород (шукоку, минохики, джитокко) в европейских салонах, я попытаюсь сделать то же самое и с га донг тао. Однако предварительно мне нужно немного увеличить численность собственной коллекции. Несомненно, я поделюсь своим заводческим материалом с европейскими коллегами.

Станислав Рожковский

 
.
Сайт разработан: А.Ларионов