Журнал 'ХоббиФерма'

АНГЛИЙСКИЙ БАРАН_НОЯБРЬ 2012

Ретроспектива древней и уникальной породы кроликов:

английские бараны как культурное достояние

Мы знаем о том, что кролики были одомашнены уже давно. Не слишком большие сомнения у натуралистов вызывает и тот факт, что все варианты этого домашнего животного происходят от европейского дикого кролика, oryctolagus cuniculus. А возникшее разнообразие вариаций, усиленное определёнными мутациями и беспрерывной искусственной селекцией, должно быть, больше, чем у любого другого отечественного домашнего млекопитающего за исключением собак.

Так, с помощью селекции, направляемой человеческой рукой, у некоторых пород вес вырос более, чем вчетверо, строение черепа и другие части скелета были чрезвычайно переменчивы, окрас и качество меха менялись с достойной внимания лёгкостью. Правда, пропорциональный размер при этом значительно уменьшился.

Особенная необычность домашних кроликов установилась с появлением так называемой вислоухости и достигла своей пика – под управлением направленной селекции – в гигантском росте в длину и ширину у английских «Lop-Eared Rabbits» (англ. «вислоухий кролик»).

Английские вислоухие, прапредки наших сегодняшних английских баранов, без сомнения, древнейшая выставочная порода. Другими словами: это порода кроликов, с которой в Англии когда-то началось всё выставочное дело. При этом происхождение кроликов с висячими ушами весьма туманное и в прошлом трактовалось всегда по-разному. Так, некоторые из давних писателей полагали, что кролики пришли из Алжира или же северной Африки. Другие авторы утверждали, что они пришли с острова Мадагаскар. Другие голоса говорили, что родиной породы была южно-американская Патагония, а прочие полагали, что кролики с висячими ушами впервые попались на глаза в английских вольерах («warren»). Некоторые были уверены, что первые кролики с лениво свисающими ушами были давно импортированы кораблями из Китая. А затем в Англии их будто бы скрестили с более крупными кроликами.

Хотя мы так никогда и не узнаем их точного происхождения, Боб Д. Уитмэн (Bob D. Whitman, (1954-2009), американский селекционер, руководящий деятель и автор опубликованной в 2004 году 456-страничной книги «Domestic Rabbits & Their Histories» (англ. «Домашние кролики и их история»), (Изображение 1) высказал мнение, что кролики с таким внешним видом были завезены в период с середины по конец 1700-ых годов из Китая в Англию. Эту точку зрения он обосновывает тем, что в его обширной «коллекции кроликов» есть различные вырезанные из дерева экспонаты вислоухих кроликов, происхождение которых датируется 16-ым веком. Независимо от этого он представлял мнение, что именно британцы приняли интригующий вызов вывести кроликов с самыми длинными и широкими висячими ушами.

В появившемся в 1892 году справочнике «The Encyclopedia britannica» (англ. энциклопедия «Британика») (Изображение 2) на странице 192 20-ого тома можно прочитать, что кролик с висячими ушами, которого в Англии выводили под наименованием «lop-eared-breed» (англ. «вислоухая порода»), следует считать самой древней английской породой домашних кроликов, потому что уже тогда их выращивали в течение одного столетия. В этой знаменитой англоязычной энциклопедии, имеющей репутацию книги, содержащей, с научной точки зрения, особенно надёжные сведения, также говорится, что к тому времени были уже животные с длиной ушей около 23 дюймов (около 58,5 см) при ширине в 6 дюймов (15 см). Правда, подтверждающего это изображения читателю не предоставили.

Изображение 1

Изображение 2 и 3

Доктор Герхард Хохштрассер, который уже несколько десятилетий в академической манере занимается домашними кроликами, в одном письме к читателю в номере 15/2004 «Kaninchenzeitung» относительно статьи Альфреда Франке («Английские бараны») сослался на появившееся девять лет спустя 11-ое издание энциклопедии из теперь уже 29 томов (Изображение 3). В этом опубликованном в 1911 году выпуске, считающемся, кстати говоря, повсюду классическим изданием, была теперь впервые названа точная дата начала существования этого вислоухого вида кроликов. Потому как там говорилось: «The lop-eared breed is the oldest English variety, and has been cultivated carefully since about 1785». Если перевести, автор пишет: «Порода с висячими ушами – самая древняя английская вариация, и она была с осмотрительностью культивирована приблизительно в 1785 году». Однако и в этом издании не было размещено в подтверждение никакой иллюстрации, которая могла бы дать читателю честное представление об истинном облике животного и, в особенности, о пропорциях его необычных ушей.

Вообще же у нас в течение многих лет очень часто сообщалось о развитии английских баранов, тем не менее, дельные указания на овеянные историей изображения и литературу из страны происхождения читателю едва ли предоставлялись, что будет отчасти навёрстано в этой научной статье.

В немецком переводе третьего тома «Естественная история четвероногих животных господина фон Буффонса» (Изображение 4), издаваемого с 1775 года берлинским печатником и книготорговцем Йоахимом Паули (1733-1812), французский натуралист Луи Жан-Мари Добантон (1716-1799) кроме прочего проработал и кролика. Наряду с известными тогда подробностями о диком кролике и уже приручённых домашних кроликах, были рассмотрены и изображены известные к тому времени типы обликов прошлых домашних кроликов. Тогда знали о ручном кролике, который был уже больше, чем его дикие родственники. В труде на странице 190 говорится: «Домашние кролики, как и все домашние животные, бывают различных окрасов. Однако среди них природа предпочитает играть, главным образом, с белыми, чёрными и серыми. Полностью чёрные, бесспорно, самые редкие. У многих есть различные вариации белого окраса, у других, напротив, всевозможные оттенки серого, а у третьих – смешанные цвета…», а на странице 207 мы узнаём, что «есть полностью белые, полностью чёрные и другие окрасы, такие как чёрные и белые в пятнах».

Изображение 4

Далее представляется серебристый кролик, который из-за неправильного перевода называют «богатым кроликом», и ещё в рассуждениях упоминается длинношерстный «ангорский кролик». О кроликах со свисающими ушами французскому автору, очевидно, ещё было ничего не известно.

Презентация кроликов на выставках началась в Англии около 200 лет назад и была известна под девизом «The Fancy» - необычайный, модный или породистый, - что некоторым образом воздавало должное своеобразным, созданным при участии человека типам ручных кроликов. К концу 18 столетия на британских островах образовался уже целый ряд союзов, специализирующихся на отдельных типах кроликов. Это развитие сопровождалось указаниями в журналах и некоторых и до сегодняшнего дня далеко не известных книгах, которые занимались этой тематикой.

Одним из этих прошлых трудов является появившаяся в 1816 году в первом и втором издании книга «A Practical Treatise on Breeding, Rearing and Fattening, all Kinds of domestic Poultry, Pheasants, Pigeons and Rabbits», что переводится как «Практический трактат по разведению, выращиванию и откорму всех видов домашней птицы, фазанов, голубей и кроликов». Дальнейшие дополненные издания, в которых главы о кроликах по существу ничем не отличаются, появлялись с третьим выпуском в 1819 году (Изображение 5), четвёртым в 1822 году, пятым в 1824 году, шестым в 1830 году и, наконец, восьмым в 1842 году. Так, в них наряду с описанием по содержанию и питанию есть и указание, что кролики, которые, как правило, разводились людьми, демонстрировали многообразие форм и расцветок. Цитаты из этого справочного пособия, первоначальный объём которого составлял более 360 страниц, передавались от автора к автору, и никто не знал, откуда они произошли.

Изображение 5

Автор этих старых материалов, чьи оригинальные экземпляры сохранились лишь в небольшом количестве, Бонингтон Мобрэй, которого на самом деле звали Джон Лоуренс (1753-1839), и который был специалистом по домашней птице, сообщает, что свою опубликованную на бумаге информацию он собрал на основе записей 40-летней практики. На страницах, которых он посвящает кроликам, он, правда, не особенно углубляется в описание уже имеющихся пород. Там он говорит исключительно о том, что ручные кролики демонстрируют многообразие форм и расцветок, и что общий облик кроликов можно увидеть только в последнем издании 1842 года (Изображение 6).

Изображение 6

При этом в 1829 году Уильям Кларк (1800-1838) опубликовал в Бостоне 452-страничную книгу под заглавием «The boy's own book, a complete Encyclopedia of all the Diversions» (англ. «Собственная книга мальчика, полная энциклопедия всех развлечений») (Изображение 7), чтение, времяпрепровождение за которым должно было особенно привлечь молодёжь из государств на территории Новой Англии. Наряду с истинными спортивными занятиями в ней описывается и ряд других видов деятельности. В качестве рациональной задачи для молодых людей под заголовком «Rabbits» (англ. «Кролики») на страницах с 179 по 194 упоминается входящая в моду страсть к разведению кроликов. С помощью простых рисунков впервые наряду с «common rabbits», т.е. обычными кроликами, изображаются и «fancy rabbits» (англ. «необычные кролики»), те новые «фантазийные создания», возбудившие любопытство населения аномальным размером и посадкой своих ушей.

Затем в 1842 году появилась 160-страничная книжечка некоего Питера Босуэлла под названием «Bees, pigeons, rabbits and the canary bird» (англ. «Пчёлы, голуби, кролики и канарейки») (Изображение 8), в которой на страницах с 79 по 108 поверхностно рассматривается и разведение кроликов. А на полях тоже упоминаются «декоративные вислоухие разновидности кроликов», но, к сожалению, без иллюстраций.

Изображение 7

Сэр Джон Фредерик Херринг (1795-1865), один из самых значимых английских художников-анималистов начала 19-ого века, на пике своего творчества создал сотни картин. В различных своих произведениях он оставил впечатляющие исторические документы, которые в достойной внимания манере прояснили ситуацию в отношении практики содержания и внешнего вида кроликов, что можно увидеть на Изображении 9 1845 года. Примечательно, что он посвятил, по-видимому, особый интерес диким кроликам со всеми их характерными чертами. А как иначе можно объяснить то, что на своих многочисленных масляных картинах, оригиналы которых ещё можно увидеть в четырёх британских «Галереях Тейт», он масляными красками увековечил на холсте диких кроликов или «Lop Eared Rabbits» с особенно большими ушами (Изображение 10). И сын Дж. Ф. Херринга, Бенжамин (1830-1871), занимался художественным ремеслом и почти в то же время так же оставил своим потомкам некоторые изображения, в которых рассматривались английские дикие кролики (Изображение 11).

Изображение 8, 9, 10

Если теперь мы знаем, что уже до 1850-ых годов на Британских островах существовала «высокоразвитая культура» в отношении содержания кроликов, то это отражалось и в газетах того времени. Например, в 1851 году в ежемесячном сельско-хозяйственном журнале «The Cultivator» вышла статья под заголовком «Breeding and Management of the Rabbit» (англ. «Разведение и содержание кроликов»), которая освещает ситуацию вокруг этого вида животных, проясняет её изображением «Fancy lop-eared Rabbits» (англ. «необычных вислоухих кроликов») (Изображение 12) и сразу же привлекает внимание интересующихся соответствующими надписями.

Разумеется, сохранился целый рад указаний в ежедневной прессе того времени, в которой сообщалось и об актуальных происшествиях в отношении распространяющегося кролиководства, и тем самым стимулировалась популярность этого нового вида досуговой деятельности. В связи с этим следует непременно сослаться на английского журналиста, художника-анималиста и писателя Харрисона Уильяма Уэйра (1824-1906), который в своё время обеспечил иллюстрациями кроликов весь англоязычный газетный ландшафт, тем самым вообще обратив внимание более поздних действующих лиц на новую «спортивную», потенциально приносящую деньги досуговую деятельность. Уэйр, способный самовыражаться как с помощью кисти, так и с помощью карандаша, уже в молодые годы был членом «Society of Painters in Water Colors» (англ. «Общество художников-акварелистов»). Однако с его первой выставленной акварели дикой утки началась подлинная серия иллюстраций домашней птицы. Так, его цветные изображения кур и сегодня имеют особое значение для любителей сельскохозяйственных птиц. Разносторонний Уэйр, считавшийся исключительно экспертом по кошкам викторианской эпохи, работал также и в США, поэтому неудивительно, что там, за океаном, он в 1887 году положил начало «National Cat Club» (англ. «Национальному клубу кошек»). И тем самым он, вероятно, был первым, кто представил широкой общественности породистых кошек. Однако вернёмся к кроликам. Тут еженедельный журнал «The Illustrated London News» 26 октября 1850 года выпустил свою первую публикацию под заголовком «Prize Rabbits at the Rochester and Chatham Show» (англ. «Призовые кролики на показе «Рочестер и Чэтэм Шоу»), которая демонстрирует кроликов с необычайными ушами (Изображение 13). Перебирая старые английские газеты, неизбежно тут и там натыкаешься на другие наследия Х. У. Уэйра, который умер на 81-ом году жизни в 1903 году. А потому Изображение 14 может только намекнуть на большое число его журнальных и книжных иллюстраций, на которых он изображал диких кроликов «с натуры», как тогда это называлось. В «Gleasons Pictorial», американском еженедельном журнале, в мае 1851 года тоже были представлены идеализированные рисунки английских баранов под заголовком «Specimen of Prize Fancy Rabbits» (англ. «Экземпляры призовых необычных кроликов»).

Изображение 11, 12, 13

В 1853 шла Российско-турецкая война, вошедшая в историю как Крымская и ставшая большой темой в английской ежедневной прессе, потому что Англия перешла на сторону Османской империи, чтобы положить конец расширению российских территорий. В качестве попутного замечания отметим, что в это время в выпуске британского журнала «The Illustrated London News» от 15 июня 1853 года появилось сообщение на полстраницы с иллюстрацией Уэйра под заголовком «Prize Rabbits» (англ. «Призовые кролики»).

В этом же журнале, правда от 10 декабря 1853 года, статья под заглавием «Large Rabbit of Leicester» (англ. «Крупные кролики Лестера»), сопровождаемая рисунком кролика породы английский баран Х.У. Уэйра, указывала на увеличенную за счёт селекции массу тела этой уже давно известной «спортивной породы»: изображённый необычный кролик был выращен неким Джазефом Оллсоппом из г. Лестера. Крольчиха получила первый приз на показе кроликов в сентябре 1851 года, где она вместе с тем рассматривалась и как достойная восхищения диковинность. Говорят, в возрасте трёх месяцев она весила 8 фунтов и 8 унций (3,86 кг). Когда она умерла в возрасте 12 месяцев, её вес, по описанию газеты, составлял 18 фунтов или 8,16 кг. Полная длина ушей, указанная в описании, составляла 22 дюйма (50,8 см), причём каждое ухо демонстрировало ширину в 5 3/8 дюйма, что равно 13,7 см. Этот кролик рассматривался тогда как самый крупный в отношении веса и размеров туловища среди известных до того времени на Британских островах. Величина ушей этого животного теперь считалась идеалом, к которому должны были стремиться заводчики этой породы.

Изображение 14

В 1854 году вышла книга «Pigeons and Rabbits» (Голуби и кролики, Изображение 15) Ойджина Себастиана Дилэймера с подзаголовком «wild, domestic & captive states» (дикие, одомашненные и пойманные) общим объёмом в 151 страницу, почти треть из которой посвящена кроликам. Имя автора этой книги, пережившей несколько изданий, было псевдонимом преподобного Эдмунда Сола Диксона (1809-1893), который написал целый ряд работ, посвящённых сельскохозяйственной птице. Диксон был практикующим специалистом по домашней птице. Его сведения о кроликах, перенесённые на бумагу, были, без сомнения, почерпнуты только лишь из книг, а большинство иллюстраций обоих видов животных вышли из-под пера уже упомянутого Х. У. Уэйра.

Изображение 15

Та же ситуация повторилась и в появившейся в 1857 году в Нью-Йорке книжечке «The Rabbit Fancier» (Любители кроликов, Изображение 16). Автор Калеб Н. Бемент (1791 – 1868) пишет на титульном листе, что читателю предлагается сочинение о разведении, выращивании, кормлении и содержании кроликов и заметки по болезням и лечебным средствам, составленные на основе достоверных источников и личных наблюдений. Кроме того, он обещает предоставить руководства по сооружению крольчатников и обустройству ферм. Также он сообщает, что в ней содержатся рецепты и идеи по сервировке. Как всё это можно уместить на 101 странице, здесь обсуждаться не будет, потому как автор этих строк всего лишь пытается предоставить информацию об изображении английских баранов прошлых лет. Однако позволим себе ещё один раз сослаться на иллюстрацию на втором титульном листе книжечки, которая безошибочно подчёркивает, на какой круг любителей кроликов рассчитано это чтение, а именно на молодёжь.

Изображение 16

На картонном форзаце брошюры в холщовом переплёте «The young Angler, Naturalist and Pigeon & Rabbit Fancier...» (Молодой Англер, натуралист и любитель голубей и кроликов…, Изображение 17), вышедшей в продажу в 1860 году на 378 страницах и содержащей 98 иллюстраций, на титульном листе напротив литографии находится картинка, изображающая детей, играющих с кроликами. Текстовый и графический анализ кроликов обобщён на десяти страницах, а лаконичные рисунки показывают и вислоухих кроликов.

Изображение 17

В какой степени проявлялся интерес к молодёжным книгам подобного рода в Англии 1850-ых годов, которые стимулировали и ориентировали молодых людей в обширной палитре практических полей деятельности, и в которых также постоянно давались указания по содержанию кроликов, видно по выпуску в 1865 году досуговой книги для мальчиков «The Boy's Holiday Book». Автором был англиканский священник сэр Томас Экинс Фуллер (не путать с историком-однофамильцем, жившем ещё между 1608 и 1661 годами). Опубликованная в Лондоне издательским домом Уильяма Тегга книга подробно рассматривает в рубрике «Home Pets» (домашние животные) на страницах с 219 по 227 кроликов (Изображение 18). Там также есть несколько простых рисунков, изображающих в симптоматичной манере наряду с ангорскими кроликами и интересующих нас Lop-Eared (англ. «вислоухих кроликов»), Horn-Lop (англ. «кроликов с висячими бараньими ушами») и Oar-Lop (англ. «веслообразными ушами»), Half-Lop (англ. «кроликов с только одним висячим ухом») как, например, у ангольской породы. Что касается последней разновидности, Фуллер рассказывает, что ангольский кролик высоко ценится из-за своих длинных висячих ушей и аккуратного внешнего вида. По его мнению, этот кролик происходит с западного побережья Африки, а в Англии ему для своего развития необходимо больше тепла, чем более выносливым породам.

Изображение 18

Вышедшая в 1864 году книга под авторством Чарльза Рэйя при сотрудничестве с другими авторами «Journal of Horticulture, Cottage Gardener and Country Gentlemen» под названием «The Rabbit-Book fort for Many» (Книга о кроликах для многих) была предназначена для круга заводчиков выставочных животных. В этом сочинении деятели информировали на 57 страницах, отталкиваясь от диких кроликов, обо всех нуждах всё больше распространяющегося кролиководства. Так, там было предложено описание имеющихся тогда выставочных и необычных вариантов и обсуждение вопросов по выбору животных для показов, практики разведения, содержанию и лечению заболеваний вплоть до советов по строительству крольчатников. Уже на титульном листе (Изображение 19) были размещены портреты избранных вариантов, которые сопровождались точными описаниями и весьма приличными рисунками. Вся эта историческая литература доказывает, что в то время были известны такие породы кроликов, как Double или Full-Lop (англ. «с двумя висячими ушами или полностью висячими ушами»), Oar-Lop (англ. «с висячими веслообразными ушами»), Horn-Lop (англ. «с висячими бараньими ушами»), Half-Lop (англ. «с одним висячим ухом»), Silver Gray (англ. «серебристо-серые») или Riсhe (карликовые серебристые), китайские (русские, которых также называли Polish Rabbit (англ. «польский кролик»), Russian Warren Rabbit (англ. «русский вольерный кролик») и Himalayan (англ. «гималайский») или Blacknosed Rabbit (англ. «черноносый кролик»), Belgian Hare-Coloured (англ. «бельгийский заячьего окраса») (гигантские), а также Dutch (англ. «голландские») (наши сегодняшние голландцы). Большая часть этих документов посвящена сегодняшним английском баранам, и в них содержится ряд интересных взглядов. Например, о том, что некий М. Дидье с помощью вывезенного когда-то из Китая кролика, скрещенного с французскими экземплярами, создал породу, которую назвал «Fancy» (англ. «необычная»).

Изображение 19

И так как в то время цены на эту выделяющуюся - в особенности чрезвычайными размерами ушей – породу стали исключительными, определённые круги захотели поучаствовать в выгодном разведении. За счёт презентаций на проходящих тогда выставках и благодаря составляемым после них отчётам появились платёжеспособные интересующиеся лица как внутри страны, так и за её пределами. Изображение 20 показывает, к примеру, иллюстрацию, которая была опубликована в 1870 году в американском «Moore's Rual New Yorker», и на которой запечатлена пара премированных английских баранов, показанных на Государственной нью-йоркской выставке домашней птицы (New York State Poultry Show).

Изображение 20

В 1870 году появилась «Beeton's Book of Poultry and domestic Animals» (англ. «Книга Битона о домашней птице и животных») с дополнительным подзаголовком: Showing (презентация на показах), how to rear manage them in Sickness and in Health, под которым понимается следующее: как содержать их здоровыми и что делать, если они заболели. И даже если эта книга посвящена не только домашней птице, но и всевозможному «мелкому скоту», в этом 53-страничном томе содержится интересная информация, касающаяся кроликов, и впервые мы найдём в английской книге цветную репродукцию, изображающую Lop-Eared Rabbits (англ. «вислоухих кроликов») (Изображение 21).

Изображение 21

В ноябре 1872 года, как и в течение многих прошлых лет, состоялся трёхдневный показ Crystalpalast в Лондоне. В 3211 клетках – что стало самым большим до сих пор числом заявок – демонстрировались разнообразная домашняя птица, голуби и кролики. В ежедневной газете «Illustrated London News» от 30 ноября 1872 года по этому поводу была выделена целая страница, представляющая премированных на этой выставке кроликов (Изображение 22). В центре располагались четыре кролика породы баран, потому как они не только получили высшие награды, но и были представлены в самом большом количестве. Между тем, позади каждого животного стояли и владельцы, похвалы которыми были изложены в отдельном сообщении наряду с некоторыми индивидуальными сведениями об их премированных животных. Некий А.Х. Истен из северного английского города Халла представлял обоих зафиксированных внизу на Изображении 22 вислоухих кроликов, причём, согласно описанию, речь шла об одном семимесячном серо-белом и одном десятимесячном серо-голубом (bluish smut colour) животном.

Изображение 23, 24

В заключение этой обзорной статьи нельзя упустить и выпущенную Кемпстером У. Найтом книгу под оригинальным названием «The Book of the Rabbit» (англ. «Книга о кролике»). Этот 484-страничный том с исключительно информативным содержанием во втором своём издании 1889 года в красном переплёте показывает цветную, заключённую в золотую рамку иллюстрацию английского барана (Изображение 24), созданную Александром Фрэнсисом Лидоном (1836-1917), гравёром на меди и литографом, и использующуюся во многих последующих трудах из других стран. Лидон, который должен быть больше известен любителям кур и голубей, изготовил целый ряд блестящих акварелей как этих, так и других видов животных, которые затем многократно копировались Бенжамином Фоусеттом на гравюрах на дереве методом цветной печати. Появившаяся 1890 году репродукция (Изображение 25) выставочных пород кроликов также брала своё начало у А.Ф. Лидона.

Изображение 25

Наверняка есть ещё целый ряд теперь уже антикварных англоязычных документальных материалов, чьи иллюстрации прежних английских баранов можно было бы использовать, что, однако, превысило бы допустимые пределы нашего повествования. Поэтому закончим указанием на то, что эта старая порода, которая своим общим экстерьером, так выделявшимся на фоне всех пород кроликов того времени, чем вызывала восхищение и даже отчуждение, представляет собой часть живого культурного достояния, которые мы, по моему мнению, непременно должны сохранить.

Бернхард Пикерт

 
.
Сайт разработан: А.Ларионов